Психология смысла жизни
Экзистенция (existentia - от латинского "существование") - человеческое существование. Мы
задумываемся о смысле жизни часто только перед лицом смерти. Человек
скорее переживает смысл жизни, а не дает ему интеллектуальную оценку.
Смысл - это нечто скрытое за внешним, внутреннее; либо нечто приносящее
практическую пользу от какой-либо деятельности. Понятие смысла очень
близко к понятию цели. Смысл можно рассматривать и как цель, и как
практическую пользу или выгоду. В этом случае он познается только тогда,
когда мы теряем. Экзистенциальный кризис (кризис человеческой
жизни) воспринимается не как интеллектуальное открытие, а, скорее, как
отнятие того, что у человека было. Человек начинает задумываться о
смысле жизни тогда, когда у него возникает экзистенциальная тревога. Экзистенциальная тревога - это душевная боль, тоска, тревога по поводу человеческого существования. Пауль
Тиллих выделяет две степени (уровня) экзистенциальной тревоги -
абсолютную и относительную, а также три стороны этого чувства. 1.
Тревога судьбы и смерти - относительная степень. Это угрожает, но этого
можно избежать, от него можно защититься. Тревога и страх смерти - это
абсолютный уровень экзистенциальной тревоги. Это ужас перед
безнадежностью, перед ощущением пустоты; перед вторжением небытия в
собственное бытие. 2. Тревога пустоты и бессмысленности. На
относительном уровне можно развлечься и забыться; на абсолютном же ее
ничем нельзя заглушить. 3. Страх вины и осуждения (проклятия).
Виновность воспринимается здесь, как относительный уровень
экзистенциальной тревоги, а осуждение или проклятие, как абсолютный. В
разные времена и при разных психических состояниях проявляется одна или
другая сторона тревоги. Переживание бессмысленности жизни и желание
покончить с ней находят, как правило, противостояние во внутреннем
чувстве ответственности. Виктор Франкл различает три основных
вида влечения: стремление к обладанию, куда относятся сексуальное
влечение и сексуальная самореализация; влечение к достижению
превосходства и власти; влечение к достижению смысла чего-либо. В разные
времена и в разных ситуациях человек хватается то за одно, то за другое
влечение, а иногда и за все сразу, для того, чтобы отвлечься от чего-то
более насущного, спрятанного гораздо глубже в нем самом. Лихорадочной и
продуктивной, целенаправленной деятельностью человек иногда пытается
заполнить внутреннюю пустоту. Однако, при таком подходе к деятельности,
человек неизбежно испытывает "депрессию победы"- это состояние, при
котором люди, которые очень напряженно добиваются какой-либо цели,
добившись ее, получают явное переживание экзистенциальной пустоты
(отсуствия смысла жизни). В это время велика вероятность того, что
человек начнет заполнять это чувство пустоты или, так называемый
экзистенциальный вакуум, с помощью "эрзац - смыслов". Эрзац-смысл - это
рационализация смысла существования, т.е. это рационализированные,
ложные мысли о человеческой ситуации. Они связывают существование с
продуктами человеческой деятельности, ее результатами. Например, смысл
жизни коровы, с точки зрения человека - в ее полезности для людей. Это
пример эрзац-смысла, т.к. никто не знает точку зрения самой коровы. Таким
образом, сама постановка вопроса о смысле жизни предусматривает
вторичность жизни по отношению к чему-либо более значимому и сводит его к
результатам деятельности человека. На самом же деле, центром
деятельности человека и ее смыслом является он сам. Еще один
вариант смысла жизни - через самоотдачу или жертву.Зигмунд Фрейд
говорил, что в конечном итоге смысл человеческой жизни должен иметь
вечную, неизменную опору и поэтому вне религиозного сознания вообще
невозможны никакие разговоры о смысле человеческой жизни. Т.к.
Фрейд был атеистом и рационалистом, то это было очень смелое и жесткое
заявление - и поэтому сам Фрейд считал жизнь бессмысленной.
|